В мире велосипедов каждая деталь играет важную роль, и спицы не исключение. Они являются неотъемлемой частью колеса, обеспечивая прочность и устойчивость к ударам. В этой статье мы рассмотрим различные виды велосипедных спиц, их особенности, а также поможем выбрать, какие купить спицы для велосипеда.

Виды велосипедных спиц

  1. J-образные спицы (J-Bend): Эти спицы для велосипеда имеют характерную форму буквы "J" в верхней части, что обеспечивает более удобное и надежное крепление к втулке. Они широко распространены и предоставляют больше гибкости при сборке колес.
    Усиленные спицы для велосипеда 26 дюймов тоже имеют J-образную форму и диаметр 3 мм.  

  2. Прямые спицы (Straight-Pull): Эти спицы для велосипеда имеют прямую форму и обеспечивают простоту установки и обслуживания. Они обычно не требуют дополнительной обработки для крепления, что делает их прочнее J-образных. Так же, помимо прочности самих спиц, втулки под крепление Straight-pull более лёгкие. Поэтому они имеют большую популярность среди профессиональных велосипедистов.

  3. Плоские спицы (Bladed/Aero): Спицы данного типа имеют аэродинамический профиль, что снижает сопротивление воздуха и увеличивает скорость велосипеда. Они часто используются в гоночных шоссейных велосипедах и триатлоне, где важна аэродинамика.
    Плоские спицы для велосипеда 28 дюймов от DT Swiss называются Aerolite. Зачастую такие спицы ставятся на карбоновые обода.

  4. Двухсоставные спицы Twinpair
    Нельзя не упомянуть уникальные спицы для велосипеда Twinpair от Crank Brothers.  Спицы, состоящие из двух частей, соединяются друг с другом в середине, и для натяжения спицы необходимо скрутить сегменты вместе, как талреп.

Отличия велосипедных спиц

  • Материал: Спицы для велосипеда изготавливают из различных материалов, включая нержавеющую сталь, оцинкованную сталь, алюминий и углеродные волокна. Каждый материал имеет свои преимущества, такие как прочность, легкость или аэродинамичность. Усиленные спицы для велосипеда 26 дюймов изготавливаются из простой оцинкованной стали и широко применяются в сборке моторколёс.
    Например, колёса Syncros Silverton выполнены полностью из карбона. Карбоновые спицы для велосипеда имеют плоскую форму и вклеены во втулку и обод.
    В целом, самый популярный материал для спиц является нержавеющая сталь.

  • Длина и диаметр: Выбор правильной длины и диаметра спиц зависит от конструкции колеса, велосипеда и стиля катания.
    Как правило все велосипедные спицы имеют диаметр 2 мм, например спицы для велосипеда 26 дюймов DT Swiss Champion. На более дорогих колёсах встречаются баттированные спицы с переменным сечением.
    Длина спицы крайне важна при сборке колеса и рассчитывается на специальном калькуляторе исходя из высоты фланца втулки, внутреннего диаметра алюминиевые обода и количество крестов спицовки. Для сборки колёс с электромотором следует использовать усиленные спицы для велосипеда диаметром 3 мм. Только такие толстые спицы могут выдержать крутящий момент двигателя.
    Спицы для велосипеда 28 дюймов имеют длину от 280 до 300 мм. Длина зависит от втулки, обода и вида спицовки.  Профессиональные механики или производители велосипедов могут предоставить рекомендации по этим параметрам.

  • Развивка: Развивка - это процесс изменения формы спиц для достижения определенного угла в месте крепления. Это может быть простым плоским гибом или сложной кривой формой. Развивка может повлиять на прочность спицы в месте посадки во втулку.

Баттинг

Технология баттинга спиц представляет собой процесс изменения толщины спицы вдоль ее длины. Этот процесс позволяет создать спицу с разной толщиной в различных участках, что придает ей уникальные характеристики прочности и эластичности. Основные цели использования баттинга включают уменьшение веса спицы, без потери ее прочности, а также улучшение амортизационных свойств.
В классической спице, у которой одинаковая толщина по всей длине, распределение материала неоптимально. В процессе баттинга толщина спицы уменьшается в центральной части (чаще всего в середине), что снижает вес. Одновременно, на концах спицы утолщение сохраняется, обеспечивая необходимую прочность в зонах крепления к ободу и втулке. Такой подход создает спицу, которая может лучше амортизировать вибрации и устойчиво выдерживать нагрузку при катании. Например спицы DT Swiss Competition race имеют переменное сечение 2.0/1.6/2.0 мм. Такие купить спицы для велосипеда вы можете у нас в магазине Futen bike.
Усиленные спицы для велосипеда в основном используются для велотуризма или для электроколеса. Спицы DT Alpine III Standard имеют размер 2.0/1.8/2.34 mm. Утолщение в месте крепления спицы к втулке сделано специально для большей грузоподъёмности колеса. 
Процесс баттинга может осуществляться различными методами. Один из наиболее распространенных методов - холодная вытяжка, при которой спица подвергается механической обработке для уменьшения толщины в центральной части. Также существуют технологии, использующие термическую обработку для достижения аналогичных результатов.

Преимущества баттинга спиц:

  1. Уменьшение веса: Одним из основных преимуществ баттинга является снижение массы спицы, что влияет на общий вес колеса. Это особенно важно для велосипедистов, стремящихся к повышению эффективности и легкости своего велосипеда.

  2. Нет потери прочности: Благодаря утолщению на концах, баттированные спицы обеспечивают необходимую прочность в критических зонах, где спицы подвергаются наибольшей нагрузке.

  3. Амортизация: Спицы с баттингом могут обладать лучшими амортизационными свойствами, что важно для комфортного катания, особенно по неровным дорогам или местности.
    Если рама имеет очень высокую жёсткость, колёса с баттированными спицами смогут добавить комфорта и податливости велосипеду. 

В зависимости от конкретных требований и предпочтений велосипедиста, выбор баттированных спиц может быть отличным шагом для оптимизации производительности и комфорта при катании.

Ниппели для спиц 

В велосипедном колесе ниппели играют важную роль, соединяя спицы с ободами, и обеспечивают устойчивость колес к ударам. Ниппели бывают разных размеров по ширине, поэтому ключ для спиц велосипеда может иметь несколько пазов, как например Ключ спицной Super B TB-5510.

Если у вас одинарный обод для велосипедного колеса, то под ниппель обязательно нужно подкладывать шайбу чтобы усилить отверстие в ободе.

Материалы велосипедных ниппелей:

  1. Латунь: Ниппели из латуни обеспечивают прочность и стойкость к коррозии. Это самый популярный материал для ниппелей. Они обычно имеют золотистый оттенок и могут служить долгое время.

  2. Алюминий: Ниппели из алюминия легче латунных, но очень хрупкие и не стойкие к коррозии. Поэтому обычно используются на гоночных MTB или шоссейных колёсах.

  3. Сталь: Ниппели из стали являются прочными и долговечными, но они также тяжелее и более подвержены коррозии, особенно если они не защищены покрытием. На сегодняшний день не используются.

Говоря про спицы и ниппели нельзя не упомянуть виды спицевания велосипедных колёс. Разные виды спицовок обеспечивают разные характеристики жесткости, прочности, веса и аэродинамичности велосипедных колес. Вот несколько распространенных видов спицовок:

  1. Три креста (Three-Cross): Это наиболее распространенный тип спицовки. Спицы пересекаются трижды между втулкой и ободом. Такая конструкция обеспечивает отличную прочность и жесткость, что подходит для широкого спектра велосипедов, от горных до дорожных и туристических. Искать тройные велосипедные обода никакого смысла нет. Качественный двойной обод заспицованый в три креста будет очень прочным и надёжным.
  2. Два креста (Two-Cross): В этом случае спицы пересекаются дважды между втулкой и ободом. Спицовка в два креста позволяет использовать спицы меньшей длины что в конечном итоге немного снижает вес колеса. Однако она менее жесткая и прочная по сравнению с трехкратной спицовкой. Поэтому применяется в основном на шоссейных или гоночных кросс-кантри велосипедах.
  3. Прямая (Radial): В этой спицовке спицы идут прямо от втулки к ободу, без пересечений. Она придает велосипеду эстетичный и оригинальный внешний вид, что делает ее популярной среди шоссейных и триатлонных велосипедов. Также широко популярна в велосипедах круизёр. Однако она обычно менее прочная и менее жесткая. Поэтому используется только на переднем колесе.
  4. Комбинированная (Mixed Cross): Этот вид спицовки сочетает в себе спицовки в два и три креста, или 2 креста с одной стороны и радиальная с другой что более популярно в шоссе. Это может быть использовано для создания колес с оптимальным сочетанием веса, прочности и жесткости. 

Обслуживание колес

В зависимости от интенсивности использования спицы для велосипеда имеют свойство тянуться. Поэтому рекомендуется раз в сезон протягивать колёса на станке. Это можно сделать у нас в мастерской или самостоятельно. Но для этого нужно будет приобрести ключ для спиц велосипеда. Если колёса собраны на баттированных спицах, то им нужно проявлять больше внимания.
При сильных нагрузках спица может сломаться и колесо сразу получит осевое или радиальное биение. В таком случае кататься на таком колесе нежелательно, даже если это двойной обод для велосипеда.  Лучше сразу обратиться в мастерскую. Там вы можете купить спицу для велосипеда поштучно и механик установит её и отцентрует колесо на станке.

Какие можно купить спицы для велосипеда в магазине Futen bike?

У нас в магазине представлен практически полный ассортимент спиц бренда DT Swiss. Это надежные, технологичные  и проверенные по качеству спицы. Так же есть в наличии нержавеющие спицы от тайваньского производителя Х17. Такие спицы для велосипеда 26 дюймов имеют ниже стоимость, но тоже достаточно качественны. Из-за доступной цены и проверенного качества многие выбирают Х17 для сборки колёс для стрита и дёрта.
В нашем магазине есть возможность купить спицу для велосипеда поштучно. 
В нашей мастерской вы можете заказать сборку колеса. Механик точно подсчитает нужную длину спиц и соберёт колесо по тензометру.
Выбор велосипедных спиц - это важный этап в создании надежных и производительных колес. С правильными спицами велосипед становится не только функциональным, но и стильным элементом, подчеркивающим индивидуальность велосипедиста.