Велосипедные обода играют ключевую роль в производительности, влияют на динамические характеристики и общее поведение велосипеда. В статье мы поможем вам разобраться в этой теме и расскажем как правильно купить обода на велосипед.

Материалы изготовления обода

  1. Стальные обода. Данный материал остался в прошлом, сегодня вы уже не найдёте в продаже стальных ободов. Большой вес, и мягкость стали стали причиной отказа от данного материала. 

  2. Алюминиевые обода. Обод колеса велосипеда в основном изготавливается из алюминиевых сплавов, обеспечивая отличное сочетание прочности и легкости. Современные марки алюминия 7000 серии имеют отличные показатели по весу и жесткости. 

  3. Карбоновые обода. Дорогие, но легкие и жесткие обода, изготовленные из углепластика. Предоставляют выдающиеся характеристики прочности, превышающие алюминий. 

Типы велосипедных ободов

Обод колеса велосипеда делятся на 3 типа: клинчерные, бескамерные и обода для трубок.

  • Клинчерные обода, они же камерные являются самыми распространенными и встречаются на большинстве велосипедов. Название происходит из-за типа крепления борта покрышки и обода. Борт прижимается накачанной камерой в клинч, отсюда и название. Думаю вы слышали о таком термине из бокса. 
  • Бескамерные обода сами говорят про себя. Там отсутствует камера, которая прижимает борт покрышки. Вместо этого внутренние боковины обода имеют форму так называемого замка куда защелкивается покрышка. При установке бескамерные покрышки издают характерный звук, свидетельствующий об установке борта в замок. Качественные покрышки будут находится в замке даже без давления.
  • Обод колеса велосипеда под трубки являются сугубо гоночной темой. Их можно встретить на шоссейных или трековых велосипедах. Трубки приклеиваются на обод. Материал ободов для трубок как правило карбон, для достижения максимально низкого веса. 

Конструкция велосипедного обода

Конструкция, которую имеет обод колеса велосипеда играет важную роль в его прочности, торсионной жёсткости, весе и общей производительности. Различные элементы конструкции влияют на стабильность колеса, способность справляться с ударами и уровень аэродинамических характеристик.

  1. Борт обода (Rim Bead): Это верхняя часть обода для велосипеда, на которую устанавливается боковина покрышки. Борт должен быть жестким и прочным, чтобы обеспечить надежное крепление покрышки и устойчивость при катании.
    От формы борта зависит под какой тип покрышки он рассчитан: камерная и бескамерная. Борт бескамерного обода имеет острые грани и чётко выраженную полку куда ставится замок покрышки. Обода под камерные шины имеет закругленные формы. 

  2. Ободной профиль(Rim Profile): Эта часть обода для велосипеда находится между боковинами и влияет на стойкость к ударам и внешним воздействиям. Форма ободного профиля влияет на аэродинамические свойства колеса и жёсткость обода. Профиль обода разрабатывается производителем в зависимости от назначения обода. Высокопрофильные обода (high-profile) обеспечивают лучшую аэродинамику, но могут быть менее стабильными в ветреные условия. Низкопрофильные велосипедные обода (low-profile) с широкими ребрами жесткости рассчитаны на большие нагрузки и имеют выше торсионную жесткость.

  3. Single wall или double wall: количество стенок обода для велосипеда. Один из важнейших параметров от которого зависит прочность обода. Одинарный обод для велосипедного колеса  уже практически не встретить. Они бывают только на самых дешёвых или детских велосипедах. Исключением могут быть велосипедные обода для Fat bike. За счёт большой ширины им достаточно одной стенки для достижения необходимой прочности.
    90% ободов на рынке это двойные велосипедные обода, т.е. имеющие две стенки, одну над другой. Тройные велосипедные обода практически не встречаются потому как их вес заметно выше, а стоимость изготовления дороже. Используются только в BMX. Современные технологии позволяют сделать двойной обод для велосипеда очень прочным и лёгким.

  1. Отверстия для спиц (Spoke Holes): Отверстия в ободе, через которые проходят спицы для крепления колеса. От их расположения и числа зависит структурная прочность обода для велосипеда.

  2. Ободной профиль (Rim Profile):

  3. Вентильное отверстие (Valve Hole): Отверстие для установки вентиля, через которое происходит накачивание и снижение давления внутри покрышки.

  4. Люверсы или пистоны (Eyelet): Металлическое кольцо, установленное в спицевые отверстия, улучшающее прочность обода и предотвращающее износ в этих местах. Такие велосипедные обода обычно называют пистонированные.

  5. Тормозные поверхности (Braking Surface): Это место на ободе, где тормозные колодки взаимодействуют с поверхностью. Особенно важно для тормозных ободов. Такие обода как правило тяжелее аналогов под дисковые тормоза, потому что толщина стенки обода значительно толще. Зачастую на тормозной дорожке нанесена черная полоса определенной глубины. Это индикатор износа обода. Когда эта полоса стирается, обод следует заменить. Изношенный обод может разорваться на ходу от давления в шине.

  6. Tire Well или Drop centre: Самая низкая часть внутренней полости обода. Предназначена для одевания шины на обод.

Виды соединения стыка обода

Соединение стыка обода - это важный аспект его конструкции, влияющий на прочность и долговечность велосипедных колес. Существует два основных вида соединений стыков обода: штифтовое  соединение (Pinned Joint), соединение с помощью втулки (Sleeve Joint) и сварное соединение (Welded Joint).

  • Pinned Joint. Самый простой вариант соединения обода - с помощью стальных штифтов. Уступает по надёжности другим видам соединений. Может иметь небольшое биение на стыке. 
  • Sleeve Joint. Стык обода соединяется с помощью муфты. Данное соединение обеспечивает больший поверхностный контакт с внутренней стенкой обода и является более надежным, чем штифтовые соединения, но с теми же легкими свойствами.  
  • Welded Joint. Сварное соединение обода происходит путем наплавления концов обода. Это создает более прочное и плоское соединение. Поэтому они ценятся в экстремальных дисциплинах, где присутствуют высокие нагрузки на колёса. Например, BMX или downhill.
    Преимущества:
    - Высокая прочность и надежность.
    - Плавное соединение, обеспечивающее более ровное вращение колеса.
    - Способствует более точной сбалансированности колеса.
    Недостатки:
    - Цена. Такие обода самые дорогие в производстве.

Баланс между ценой и качеством:

  • Штифтовые и муфтовые соединения предоставляют более доступные варианты, подходящие для широкого круга пользователей.

  • Сварные соединения часто применяются в топовых моделях, где требуется высокая прочность.

Выбор между этими видами соединений зависит от потребностей райдера, уровня опыта и бюджета. Однако, современные технологии и процессы производства постоянно совершенствуются, сокращая разрыв в качестве между различными видами соединений стыка обода. Поэтому муфтовые штифтовые соединения будут оптимальным балансом между прочностью и весом. 

Как правильно подобрать и купить обода на велосипеда?

Подбор правильного велосипедного обода зависит от нескольких факторов, включая тип велосипеда, стиль катания, размер покрышек и личные предпочтения райдера. Вот несколько ключевых шагов перед тем как купить велосипедный обод:

  1. Учитывайте тип велосипеда и стиль катания:
    Шоссейные велосипеды: Обычно используются обода с более узкой шириной для легкости и аэродинамики.
    Горные велосипеды: Требуют более широкие обода для поддержки широких покрышек и повышения устойчивости на пересеченной местности.
    Гравийные и туринговые велосипеды: Часто используют ободы средней ширины, обеспечивающие баланс между легкостью и устойчивостью.

  2. Выбирайте ширину обода в соответствии с размером покрышек
    Прежде чем купить велосипедный обод определитесь какую ширину покрышки вы туда будете ставить. Оптимальное соотношение ширины обода к ширине покрышки - 1:1,5 до 1:2,1. Для шоссейных велосипедов это будет 1:1 или 1:1,5. Для горных велосипедов допускается соотношение 1:2,1.
    Соотношение ширины влияет на поведение покрышки в повороте. На узком ободе широкая шина будет заламываться, а может даже выстегнуться из обода. Узкая покрышка на широком ободе будет работать менее эффективно. А накат ухудшится.

  1. Обратите внимание на совместимость с тормозами
    Если на велосипеде установлены ободные тормоза, то и обод следует подбирать с тормозной дорожкой. Обода без тормозной поверхности попросту не подойдут. 

  2. Обода для электровелосипеда
    При выборе обода для электровелосипеда желательно отдать предпочтения моделям с обозначением E-bike ready. Такие модели как правило усиленные и способны выдержать большие нагрузки.
      

Какое количество отверстий бывает в ободах?

Если рассматривать горные и шоссейные обода то количество отверстий варьируется от 20 до 48. Наименьшее количество отверстий можно встретить на шоссейных велосипедах. Это обусловлено экономией веса и материалом самого обода. Карбоновые обода значительно прочнее алюминиевых, поэтому там можно использовать меньшее количество спиц. 
Современные марки алюминия и особые профили позволяют использовать 28 спиц даже в экстремальных дисциплинах. Использование ободов на 36 отверстий встречается значительно реже. Максимальное количество 48 отверстий предназначено для BMX колёс.

Ассиметричные обода. Зачем они нужны?

В последнее время в MTB набирают популярность обода с асимметрией.  Это означает что отверстия для спиц находятся со смещением в бок от центра обода. Большие кассеты на 12 скоростей или дисковый тормоз смещают фланцы втулки от визуального центра. Такая особая форма профиля обода предназначена компенсировать это смещение фланцев для равномерной натяжки спиц и выровнять угол захода спицы в обод.

Повреждения обода. Как выровнять обод колеса велосипеда.

Повреждение обода является частой проблемой велосипедиста. Попадание колеса в яму или ливнёвку легко может повредить обод. Сразу напрашивается вопрос как выровнять обод колеса велосипеда своими руками. Для начала рассмотрим основные виды повреждений обода.
Самые популярными являются так называемые “восьмерки”. Далеко не все повреждения можно устранить, а тем более в полевых условиях. Многое зависит от степени повреждения.
Колесо велосипеда может иметь различные виды биения, которые могут быть вызваны различными причинами. Рассмотрим самые основные, которые можно устранить самостоятельно.

  1. Биение по боковой оси (горизонтальное биение): В этом случае колесо может двигаться в сторону в процессе вращения. Это часто вызвано неравномерным натяжением спиц или боковым ударом. 
  2. Биение по вертикальной оси (вертикальное биение): Колесо может иметь неровности вдоль своей окружности, вызывая вертикальные подъемы и опускания при вращении. Это может быть вызвано неправильным натяжением спиц, или фронтальным ударом. Например резкий заезд на бордюр. 

Такие виды повреждений можно попробовать выровнять самостоятельно. Для этого потребуется ключ для спиц и спицной станок. В отсутствии станка выравнивать обод лучше на самом велосипеде, перевернув его. Для того чтобы понять как выровнять обод колеса велосипеда,  нужно найти поврежденную область на ободе и пометить центр. Биение устраняется натяжением и ослаблением спиц. Спицы которые натянуты в сторону биения нужно ослабить, а противоположные наоборот натянуть. Спицы в самом центре повреждения нужно ослабить больше, а соседние меньше. Обязательно нужно чередовать натяжку и ослабление. Таким образом вы вытягиваете поврежденную область обода. 

Почему купить обода для велосипеда лучше всего покупать в веломагазине Futen bike?

  • Широкий ассортимент ободов от мировых брендов DT Swiss, Race Face, Rodi

  • Качественная консультация и подбор компонентов, основанная на собственном опыте. 

  • В мастерской Futen bike вы можете не только купить обода для велосипеда, но и собрать колёса по индивидуальному заказу

  • Использования качественных инструментов для сборки колёс

Выбор велосипедных ободов зависит от предпочтений райдера, стиля катания и условий трассы. Благодаря постоянному развитию технологий, велосипедные обода становятся все более совершенными, обеспечивая надежность и производительность на дорогах и трейлах.